Напишите нам
Обращение общественников к журналистам

Об этических правилах социальной журналистики

Обращение общественников к журналистам
Комиссия ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности и Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций обращается к журналистам с просьбой бережнее относиться к своим согражданам и соблюдать этические правила социальной журналистики, особенно в освещении последствий трагических событий, таких как пожар в Кемерове, унесший десятки жизней.

Принципы, которым рекомендуется следовать:

1. Не навреди

Права и интересы героев журналистских материалов, касающихся любых аспектов жизни социально уязвимых групп (детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями и членов их семей, детей-сирот, семей в трудной жизненной ситуации и др.), являются безусловным приоритетом. Интересы поднятия рейтинга или придания сенсационности не могут превалировать над интересами и правами героев материала из социально уязвимых категорий.

Задача журналиста — избегать причинения страданий, переживаний, дискомфорта или вреда детям с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями или жизненными обстоятельствами.

При подготовке материала о детях важно избегать создания образа детей и публикации фото- и видеоизображений, которые вторгаются в информационное пространство детей с информацией, причиняющей им вред.

2. Учитывай последствия

Работая с людьми с инвалидностью, тяжелобольными детьми или семьями в трудной жизненной ситуации, детьми-сиротами или с ньюсмейкерами из любых социально незащищенных групп, журналист должен учитывать последствия, которые будет иметь его материал, причем не только сегодня, но и в долгосрочной перспективе, сводя возможность риска для ньюсмейкеров до минимума.

Так, подробный рассказ о переживаниях родителя погибшего ребенка или ребенка в тяжелом состоянии с фотографиями и медицинскими подробностями привлечет внимание аудитории сегодня, но в дальнейшем может полностью разрушить многомесячные усилия психологов по реабилитации семьи после смерти ребенка.

3. Относись с уважением

Относись с уважением к состоянию больных, обездоленных и пострадавших от бедствий, к их личной жизни и к окружающим героя материала людям: к сотрудникам учреждений, оказывающих помощь, к родным и опекунам ньюсмейкера.

Уважай личное пространство героя репортажа или статьи. Во взаимодействии с тяжелобольными детьми особенно важно уважение личных границ и ощущение безопасности общения с журналистом. В личное пространство человека входит и его инвалидная коляска — прикосновение к ней равнозначно прикосновению к телу.

Избегание стереотипов, сенсационной подачи материала, неоправданного сгущения красок, психологической агрессивности также относится к соблюдению принципа уважения к героям материала.

4. Проверяй достоверность

Проверять достоверность фактов, даже если нет времени и поджимают сроки, — не только право, но и обязанность журналиста.

Задача журналиста — обеспечить независимую проверку информации, предоставленной героями репортажа, относящимися к социально уязвимым категориям, и принять меры предосторожности, чтобы не подвергать риску предоставившего информацию.

5. Не внушай ложных надежд

Журналист не должен давать обещаний («приду завтра», «поищу тебе компьютер» и т.д.), которых не сможет выполнить; не имеет права советовать средства лечения, высказывать прогнозы и давать оценку результатам терапии.

6. Избегай лоббирования

Журналист должен остерегаться стать прислужником лоббируемых интересов, избегая распространения информации рекламного или коммерческого характера.

7. Соблюдай право на конфиденциальность

Раскрытие персональных данных и визуальной информации не должно нанести какой-либо вред ньюсмейкеру, в том числе в отдаленной перспективе, что особенно актуально для детей уязвимых категорий и членов их семей.

Оформляй информированное согласие на использование персональных данных, фото- и видеоизображения героев репортажа. Нужно пользоваться лишь дозволенными и честными методами для получения иллюстративного материала для репортажа, при этом заручившись согласием героя материала или его опекуна.

В случае раскрытия в СМИ информации, в том числе визуальной, о полностью или частично недееспособных гражданах, в том числе детей, согласие должно быть получено от лиц или организаций, исполняющих функции опекуна. При этом владелец используемых персональных данных и/или исполняющие опекунские функции должны быть заранее и полностью информированы не только о способах использования и распространения этих данных, но и о возможных негативных последствиях и рисках. Важно проверять полномочия организации или человека, представляющего интересы и/или выступающего от имени детей, семей или представителей любой уязвимой категории.

8. Соблюдай авторское право

При использовании в журналистском материале рисунков, поделок, стихов, фотографий и любых других результатов творчества ньюсмейкеров и любых граждан, включая детей, не забывайте об авторских правах, которые должны быть соблюдены.

9. Подготовьтесь и дайте подготовиться героям вашего репортажа или статьи

Предварительная подготовка важна не только для журналиста. Перед общением заранее предупредите об интервью или подготовке материала, расскажите о целях и задачах беседы, расскажите о возможности выбрать одежду, прическу.

Постарайтесь заранее узнать, какие вопросы или темы могут быть трудными, неприемлемыми или травмирующими для героя вашего материала. Например, детям с тяжелыми заболеваниями трудно обсуждать темы личной жизни, диагноза, прогноза жизни, отношения к смерти или болезни. Учитывайте мнение специалистов, оказывающих помощь герою репортажа.

Герой репортажа хочет, чтобы в нем видели прежде всего человека, а не носителя тяжелого заболевания или иллюстрацию социальной проблемы.

10. Если у вас возникают вопросы, проблемы, в том числе психологические, не стесняйтесь обратиться к психологам, представителям социально-психологической службы или специалистам, работающим с героями вашего материала.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/44719